Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Метод.рекомендации Мин.образования к началу учебного года

Дата: 24 февраля 2014 в 10:13, Обновлено 24 октября в 17:17

Приложение 21

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

 ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»

        

Целью изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» является   формирование у юношей и девушек морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества.

Задачами обучения учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» являются:

воспитание у учащихся патриотизма, гуманности, коллективизма, взаимопомощи, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

усвоение основных общих и специальных знаний, включающих в себя основы военного дела, ознакомление с историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, основы оказания первой помощи больным и пострадавшим;

развитие у учащихся дисциплинированности, стойкости и ответственности.

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в части II данного инструктивно-методического письма, следует также руководствоваться:

приказом Министра обороны Республики Беларусь от 18.06.2015 № 762 «О закреплении соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил за учреждениями образования Республики Беларусь»;

соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь от 09.12.2014.

Обращаем особое внимание на безусловное выполнение руководителями учреждений общего среднего образования и учителями допризывной подготовки требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 12.10.2015 № 420).

В 2017/2018 учебном году по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» используются следующие учебные программы:

Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Допризывная и медицинская подготовка. X–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017.

Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Дапрызыўная і медыцынская падрыхтоўка. Х-ХІ класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;

Учебные программы размещены на национальном образовательном портале: (http://www.adu.by Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка).

В учебные программы по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» внесены следующие изменения:

– изменена структура учебной программы по допризывной подготовке. Учебная программа состоит из трех разделов: «Защита Отечества / Вооруженные силы Республики Беларусь», «Основы военного дела», «Военно-медицинская подготовка».

- упрощены требования к знаниям и умениям учащихся.

Допризывная подготовка. Х класс:

Раздел «Защита Отечества»:

– исключены темы «Защита Отечества нашими предками», «Информационно-психологическое противоборство», «Формы и методы манипуляции сознанием»;

– включены темы: «Патриотизм как основа сознательного отношения граждан к защите государства», «Роль Красной и Советской армий в деле становления суверенной Беларуси», «Вклад Советской Армии в обеспечение стратегического ядерного паритета на планете».

Раздел «Основы военного дела»:

– в теме «Тактическая подготовка» уменьшено количество изучаемых тактико-технических характеристик военной техники;

–   исключены вопросы: действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным; вооруженные силы США, Германии, Великобритании, Франции; темы «История возникновения и развития стрелкового оружия», «Средства коллективной защиты», «Убежище», «Противорадиационное укрытие», «Щели открытые и перекрытые».

Раздел «Военно-медицинская подготовка»:

содержание обновлено, приведено в соответствие с современными требованиями; нацелено на формирование у учащихся практических навыков и умений по оказанию первой помощи пострадавшим.

Допризывная подготовка. XI класс:

Раздел «Защита Отечества»:

– исключены темы: «Способы противодействия психологической агрессии», «Контрпропаганда и идеология государства как противодействие психологической агрессии»;

– включены темы: «Государственная политика по укреплению в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь».

Раздел «Основы Военного Дела»:

– исключено изучение военной техники, снятой с вооружения; минимизированы изучаемые тактико-технические характеристики образцов современного вооружения и военной техники;

– включены темы «Вооруженные силы Польши, Литвы, Латвии», «Действия в наступательном бою», «Порядок и способы преодоления минно-взрывных заграждений и препятствий, поражение противника c ходу огнем и гранатами, ведение рукопашного боя».

Раздел «Военно-медицинская подготовка»:

– содержание ориентировано на практическое применение учащимися полученных знаний. Тематика разделов обновлена, приведена в соответствие с современными требованиями.

Медицинская подготовка. Х класс:

– сокращено учебное время на изучение разделов «Лекарственные препараты и растения», «Медико-биологические аспекты полового воспитания»;

– увеличено учебное время на изучение раздела «Первая помощь при травмах и несчастных случаях»;

– исключены вопросы: из раздела «Первая помощь при травмах и несчастных случаях» – классификация ран и переломов; из раздела «Лекарственные препараты и растения» – способы введения лекарственных средств в организм; роль лекарственных растений в жизни человека; правила приготовления настоев и отваров; из раздела «Медико-биологические аспекты полового воспитания» – половые особенности и личная гигиена юношей и девушек, гигиена брака;

– включены вопросы: в раздел «Лекарственные препараты и растения» – оказание первой помощи пострадавшим с использованием дорожной аптечки водителя; использование лекарственных растений при оказании первой помощи в полевых условиях; правила безопасного обращения с лекарственными растениями.

Медицинская практика:

– сокращено учебное время на изучение разделов «Лекарственные препараты и растения», «Общий уход за больными и пораженными»;

– исключены вопросы: из раздела «Лекарственные препараты и растения» – значение лекарственных растений в современной медицине; оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями; правила и сроки сбора, сушки и хранения лекарственных растений; изучение лекарственных растений и их свойств;

– включены вопросы: в раздел «Лекарственные препараты и растения» – оказание первой помощи пострадавшим с использованием медицинских аптечек; использование лекарственных растений при оказании первой помощи в полевых условиях.

Медицинская подготовка. XI класс:

– сокращено учебное время на изучение раздела «Инфекционные заболевания»;

– увеличено учебное время на изучение раздела «Общий уход за больными и пораженными».

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами размещены на национальном образовательном портале:

(http://www.adu.by Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка).

К 2017/2018 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование: «Допризывная подготовка. X–XI классы», «Медицинская подготовка. X–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2017). Примерное календарно-тематическое планирование размещено на национальном образовательном портале (http://www.adu.by Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка).

В целях повышения эффективности работы по военно-патриотическому воспитанию, повышения мотивации к военной службе, проведения профессиональной ориентации учащихся в учреждениях общего среднего образования могут проводиться факультативные занятия в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования:

«Юный пограничник» – для V–XI классов военно-патриотической (пограничной) направленности учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения – Минск: Национальный институт образования, 2015;

«Военный перевод» – для X–XI классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения – Минск: Национальный институт образования, 2015;

«Защитники Отечества» – для X–XI классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения – Минск : Национальный институт образования, 2016

Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: (http://www.adu.by Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка).

Полная информация об учебно-методическом обеспечении учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в 2017/2018 учебном году размещена на национальном образовательном портале: http://www.adu.by Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.

Обращаем внимание на особенности организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка».

В соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, при проведении учебных занятий класс делится на две группы (изучающие допризывную подготовку и медицинскую подготовку) вне зависимости от его наполняемости.

Учебные занятия могут проводиться в учреждениях общего среднего образования по одному учебному часу в неделю или блочным методом на базе центров допризывной подготовки.

Следует обеспечить кабинеты допризывной подготовки необходимой учебно-материальной базой.

На учебных занятиях по учебному предмету необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное, прочное усвоение содержания учебного предмета, способствуют выработке навыков самостоятельной работы и умений применять на практике усвоенные знания. Все учебные занятия должны быть направлены на формирование у учащихся высоких морально-психологических качеств, воспитание воинской культуры общения, дисциплинированности, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.

В целях организованного проведения учебных занятий по допризывной подготовке и формирования у учащихся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов рекомендуется классы именовать взводами (взвод делится на два-три отделения). Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, назначать командиров взводов и отделений. Каждое учебное занятие по допризывной подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада руководителю о готовности к учебному занятию. На учебном занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, при обращении учащихся к руководителю учебного занятия (по воинскому званию при его наличии).

На первом занятии в каждой учебной четверти во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности на уроках допризывной подготовки и делает запись «Обучение правилам безопасного поведения» (или «ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед темой урока.

Перед началом проведения каждого практического занятия педагогический работник обязан убедиться в создании всех условий для безопасного проведения занятия, в усвоении учащимися правил поведения и требований безопасности.

Перед началом выполнения практических занятий по огневой подготовке учитель проводит обучение  безопасным приемам обращения с оружием и делает соответствующую запись («ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў».

По окончании учебного года с учащимися X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор (медицинская практика) в объеме 30 учебных часов. Обращаем внимание руководителей учреждений общего среднего образования на то, что учебные часы, отводимые на проведение учебно-полевого сбора (медицинской практики), предусмотрены Типовым учебным планом общего среднего образования на 2017/2018 учебный год, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.02.2017 № 14.

Порядок проведения учебно-полевого сбора (медицинской практики) определяется отделами (управлениями) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организаций охраны здоровья. Примерная программа проведения учебно-полевого сбора размещена на национальном образовательном портале (http://www.adu.by Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка).

Организация учебно-полевого сбора на базе оздоровительных оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускается только с их согласия.

В отдельных случаях по решению педагогического совета учреждения общего среднего образования допускается перенос сроков прохождения учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся. Руководитель учебно-полевого сбора должен учитывать состояние здоровья учащихся, имеющих заболевания.

Медицинская практика с девушками может проводиться с использованием базы учреждений здравоохранения, региональных подразделений Белорусского Общества Красного Креста или региональных подразделений МЧС. При отсутствии такой возможности занятия могут проводиться непосредственно в учреждениях общего среднего образования. Образец оформления программы проведения медицинской практики размещен на национальном образовательном портале (http://www.adu.by Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. V–XI классы / Допризывная и медицинская подготовка).

Темы занятий учебно-полевого сбора с юношами (медицинской практики – с девушками) записываются в классный журнал. По итогам учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся выставляются отметки в классный журнал.

Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор (медицинскую практику).

Решение о переводе учащихся Х классов в XI класс принимается педагогическим советом по завершении учебно-полевого сбора (медицинской практики) и выставления годовой отметки по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка».

На августовских предметных секциях учителей допризывной и медицинской подготовки рекомендуется обсудить следующие вопросы:

учебно-методическое обеспечение учебного предмета (обновленное содержание образования по учебному предмету, особенности его реализации);

повышение эффективности взаимодействия учреждений общего среднего образования с воинскими частями и подразделениями, учреждениями здравоохранения для повышения качества образования по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;

планирование методической работы на 2017/2018 учебный год.

В течение учебного года на заседаниях методических объединений учителей рекомендуется обсудить следующие вопросы:

эффективное использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;

гражданско-патриотическое воспитание учащихся X-XI  классов в процессе обучения учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;

особенности формирования у учащихся практических умений и навыков по оказанию первой помощи.

На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» через систему непрерывного повышения квалификации, в том числе в период между сроками повышения квалификации, максимально используя резервы областных и Минского городского институтов развития образования.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 12 Общих положений единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 №1, наниматель в порядке исключения может принимать на должность учителей допризывной (медицинской) подготовки лиц, имеющих специальные знания по соответствующему направлению деятельности.

С 1 сентября 2017 года в соответствии с пунктом 5 Инструкции об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций системы образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 45 (в редакции постановлений Минобразования от 18.09.2008 № 82, от 07.10.2011 № 269, от 22.12.2015 № 142, от 12.06.2017 № 60), учителям учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» засчитывается за стаж работы по специальности (в отрасли) период военной службы на воинских должностях, подлежащих замещению офицерским составом, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, бывшего СССР, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, бывшего СССР (продолжительностью не более 5 лет).  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.