Приложение 21
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Целью изучения учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» является формирование у юношей и девушек морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества, оказания первой помощи пострадавшим.
В 2018/2019 учебном году по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» используются следующие учебные программы:
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Дапрызыўная падрыхтоўка. Х-ХІ класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Медыцынская падрыхтоўка. Х-ХІ класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Допризывная подготовка. X-XI классы. – Минск : Национальный институт образования, 2017;
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Медицинская подготовка. X-XI классы. – Минск : Национальный институт образования, 2017.
Учебные программы размещены на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.
К 2018/2019 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование: «Допризывная подготовка. X-XI классы», «Медицинская подготовка. X-XI классы» (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2018).
В целях повышения эффективности работы по военно-патриотическому воспитанию, повышения мотивации к военной службе, профессиональной ориентации учащихся в учреждениях общего среднего образования могут проводиться факультативные занятия в соответствии с учебными программами:
«Юный пограничник» – для V-XI классов военно-патриотической (пограничной) направленности учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2015;
«Военный перевод» – для X-XI классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2015;
«Защитники Отечества» – для X-XI классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2016.
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в 2018/2019 учебном году размещена на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.
Обращаем внимание на особенности организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка».
В соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования при проведении учебных занятий класс делится на две группы (изучающие допризывную подготовку и медицинскую подготовку) вне зависимости от его наполняемости.
Учебные занятия могут проводиться в учреждениях общего среднего образования по одному учебному часу в неделю или блочным методом на базе центров допризывной подготовки.
Рекомендуется организовать проведение факультативных занятий военно-патриотической направленности на базе центров допризывной подготовки.
Центры допризывной подготовки должны взаимодействовать с военными учебными заведениями (военными кафедрами), кадетскими училищами, с региональными организациями ДОСААФ по использованию центрами их материально-технической базы при проведении учебных занятий по учебному предмету «Допризывная подготовка», общественными организациями и иными заинтересованными.
Следует обеспечить кабинеты допризывной подготовки современными техническими средствами обучения, необходимым имуществом, информационными стендами (плакатами).
На учебных занятиях по учебному предмету необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное, прочное усвоение содержания учебного предмета, способствуют выработке навыков самостоятельной работы и умений применять на практике усвоенные знания. Все учебные занятия должны быть направлены на формирование у учащихся высоких морально-психологических качеств, воспитание дисциплинированности, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
Необходимо обеспечить практико-ориентированную направленность уроков по допризывной и медицинской подготовке на основе использования межпредметных связей.
В целях организованного проведения учебных занятий по допризывной подготовке и формирования у учащихся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов рекомендуется классы именовать взводами (взвод делится на два-три отделения). Из числа юношей, обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, назначаются командиры взводов и отделений. Каждое учебное занятие по допризывной подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада руководителю о готовности к учебному занятию. На учебном занятии должны соблюдаться требования общевоинских уставов при действиях, ответах, при обращении учащихся к руководителю учебного занятия (по воинскому званию при его наличии).
На первом занятии в каждой учебной четверти во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности на уроках допризывной подготовки и делает запись «Обучение правилам безопасного поведения» (или «ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед темой урока.
Перед началом каждого практического занятия педагогический работник обязан убедиться в создании всех условий для безопасного проведения занятия, в усвоении учащимися правил поведения и требований безопасности.
Перед началом выполнения практических занятий по огневой подготовке учитель проводит обучение безопасным приемам обращения с оружием и делает соответствующую запись («ОПБП») в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў».
<pre> При определении домашнего задания рекомендуется ориентироваться на примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» – «Допризывная подготовка. X-XI классы», «Медицинская подготовка. X-XI классы», где в графе 6 определено примерное домашнее задание по каждой теме. При этом надо учитывать, что объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных возможностей учащихся.</pre>По окончании учебного года с учащимися X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор (медицинская практика) в объеме 30 учебных часов. Обращаем внимание руководителей учреждений общего среднего образования на то, что учебные часы, отводимые на проведение учебно-полевого сбора (медицинской практики), предусмотрены Типовым учебным планом общего среднего образования на 2018/2019 учебный год.
Порядок проведения учебно-полевого сбора (медицинской практики) определяется структурными подразделениями городских (районных) исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организаций охраны здоровья. Примерная программа проведения учебно-полевого сбора размещена на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.
Организация учебно-полевого сбора на базе оздоровительных, оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускается только с их согласия.
В отдельных случаях по решению педагогического совета учреждения общего среднего образования допускается перенос сроков прохождения учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся. Руководитель учебно-полевого сбора должен учитывать состояние здоровья учащихся, имеющих заболевания.
Медицинская практика с девушками может проводиться с использованием базы учреждений здравоохранения, региональных подразделений Белорусского Общества Красного Креста или региональных подразделений МЧС. При отсутствии такой возможности занятия могут проводиться непосредственно в учреждениях общего среднего образования. Примерная программа проведения медицинской практики размещена на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы. V-XI классы / Допризывная и медицинская подготовка.
Темы занятий учебно-полевого сбора с юношами (медицинской практики – с девушками) записываются в классный журнал. По итогам учебно-полевого сбора (медицинской практики) учащимся выставляются отметки в классный журнал.
Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор (медицинскую практику).
При реализации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» следует также руководствоваться:
приказом Министра обороны Республики Беларусь от 18 июня 2015 г. № 762 «О закреплении соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил за учреждениями образования Республики Беларусь»;
приказом Министра обороны Республики Беларусь от 4 июля 2018 г. №985 «О закреплении военных учебных заведений и военных кафедр в учреждениях высшего образования за центрами допризывной подготовки»;
соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г.
Обращаем особое внимание на безусловное выполнение руководителями учреждений общего среднего образования и учителями допризывной подготовки требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 12 октября 2015 г. № 420).
На августовских предметных секциях учителей допризывной и медицинской подготовки рекомендуется обсудить следующие вопросы:
особенности организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в контексте компетентностного подхода;
формирование гражданско-патриотического сознания и нравственных ценностей учащихся X–XI классов посредством учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка»;
планирование методической работы на 2018/2019 учебный год.
В течение учебного года на заседаниях методических объединений учителей рекомендуется обсудить следующие вопросы:
особенности организации образовательного процесса во взаимодействии с воинскими частями, учреждениями здравоохранения с целью повышения эффективности образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»;
особенности проведения учебно-полевого сбора и медицинской практики в контексте компетентностного подхода.
На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» через систему непрерывного повышения квалификации, максимально используя резервы областных (Минского городского) институтов развития образования.
Повышение квалификации организуется также на базе учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь».