КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»
1. ВВЕДЕНИЕ
Анализ военно-геополитической обстановки показывает возросшую актуальность вопросов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в военной и информационной сферах. При этом особую важность приобретает патриотическое воспитание. Учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» позволяет эффективно осуществлять воспитание у молодёжи патриотизма, моральных качеств и идеологической убеждённости.
Законом Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” установлена обязательная подготовка граждан к военной службе, включающая допризывную подготовку в общеобразовательных учреждениях.
В Республике Беларусь воинская обязанность установлена для граждан мужского пола. С девушками в общеобразовательных учреждениях проводятся занятия по медицинской подготовке, они могут изучать допризывную подготовку по желанию. Модель параллельного обучения юношей допризывной, а девушек медицинской подготовке в настоящее время оптимальна и организационно целесообразна, она выражает социальные потребности общества.
Допризывная подготовка юношей и медицинская подготовка девушек организационно объединены в учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка». Содержание допризывной и медицинской подготовки в настоящей Концепции учитывает специфику каждого компонента учебного предмета. Организационно «Допризывная и медицинская подготовка» состоит из:
-
допризывной подготовки;
-
медицинской подготовки.
2. ИСХОДНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с национальным законодательством включает в себя получение начальных знаний в сфере вооружённой защиты государства и допризывную подготовку юношей. Предмет «Допризывная и медицинская подготовка» является основным в допризывной подготовке юношей.
Процесс формирования знаний, умений и навыков по допризывной и медицинской подготовке выполняет следующие функции:
-
общеобразовательную – получение основных общих и специальных знаний по допризывной и медицинской подготовке, включающих в себя представление о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь, ознакомление с историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, изучение основ военного дела. Знание основ оказания первой и доврачебной помощи больным и пострадавшим. Формирование умений и навыков применения знаний по допризывной и медицинской подготовке на практике;
-
воспитательную – формирование мировоззрения учащихся на основе представлений об идеологии белорусского государства, гражданственности и патриотизме. Воспитание у молодёжи чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, необходимости строгого соблюдения дисциплины. Воспитание гуманности, нравственности, духовности;
-
развивающую – формирование устойчивых познавательных интересов учащихся.
Построение содержания учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» в общеобразовательных учреждениях строится на основных дидактических принципах:
принцип систематичности предполагает изложение учебного материала на трёх уровнях: отражения, понимания, усвоения. На уровне отражения формируется общее представление об изучаемом предмете. На уровне понимания обучаемый овладевает теорией учебного предмета. На уровне усвоения достигается связь теории с системой упражнений, практических заданий и действий. Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путём установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого;
принцип научности заключается в необходимости формирования у обучаемых системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности ученика, на характер его мыслительной деятельности;
принцип наглядности не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приёмов, обеспечивающих, с одной стороны, более чёткое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой;
принцип доступности обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать изучение отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее, знаний, умений, навыков.
Предмет «Допризывная и медицинская подготовка» проводится с юношами и девушками X и XI классов общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, еженедельно, а также на учебно-полевом сборе для юношей и практических занятиях для девушек. Количество учебных часов, отводимых на предмет, определяется типовыми учебными планами.
Предмет «Допризывная и медицинская подготовка» создаёт условия для последующей начальной военной подготовки военнослужащих, которая, по законодательству Республики Беларусь проводится с призванными на военную службу гражданами до принятия ими Военной присяги. Основная цель допризывной подготовки в учреждениях образования состоит в педагогической проекции воспитания гражданственности и патриотизма у юношей на осознанную необходимость выполнения ими конституционного долга по защите Республики Беларусь.
Ознакомление допризывников с основами военного дела, практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов военной тематики должны способствовать формированию морально-психологической готовности к военной службе, а также приобретению первоначальных знаний и умений, которые помогут молодым воинам быстрее адаптироваться к военной службе.
При проектировании содержания медицинской подготовки предмета следует учитывать, что обучение медицинской подготовке не даёт девушкам квалификацию медицинского работника и не предоставляет им права самостоятельной медицинской или фармацевтической деятельности. В процессе занятий девушки должны научиться оказывать первую и доврачебную помощь больным и поражённым.
Основу допризывной и медицинской подготовки составляют знания и умения, полученные при выполнении приёмов, упражнений, нормативов. Для допризывной подготовки характерен ряд присущих только ей особенностей: необходимость соблюдения на всех занятиях требований воинской дисциплины и воинской вежливости; приказная форма общения, характерная для военнослужащих и военнообязанных при исполнении ими обязанностей воинской службы; выполнение требований общевоинских уставов. Эти особенности должны учитываться как при проектировании содержания предмета на уровнях нормативного и учебно-методического представления, так и в реальном учебном процессе.
В содержание допризывной подготовки включаются также вопросы действия международного гуманитарного права (МГП) в военных конфликтах, обязанностей и ответственности военнослужащих с точки зрения МГП. В основе медицинской подготовки лежит принцип привития учащимся высоких морально-психологических качеств, необходимых для выполнения благородного долга по оказанию помощи поражённым и больным.
Содержание предмета «Допризывная и медицинская подготовка» разрабатывается по принципу относительной завершённости, в основу его разработки заложен линейный подход.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели допризывной подготовки:
-
морально-психологическая подготовка юношей к военной службе;
-
обеспечение юношей знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
Одна из целей – морально-психологическая подготовка юношей к предстоящей военной службе или службе в резерве. Морально-психологическая готовность призывников к военной службе формируется не только в процессе ознакомления их с героическим прошлым белорусского народа по защите Отечества, изучения военного законодательства Республики Беларусь, но и в ходе практических занятий по овладению основами военного дела. Допризывная подготовка – это комплексный, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс.
Другой целью допризывной подготовки является обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества. Знание основ военного дела, практическая отработка приёмов, упражнений и нормативов способствуют достижению цели формирования морально-психологической готовности юношей к военной службе.
Задачи допризывной подготовки:
-
расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;
-
воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;
-
ознакомление с оборонительным характером Военной доктрины Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, основными положениями общевоинских уставов, порядком прохождения военной службы, службы в резерве;
-
воспитание товарищества, коллективизма, взаимовыручки, гуманности, нравственности, основ культуры общения и уставных взаимоотношений;
-
изучение прав, обязанностей и ответственности призывника, порядка приписки к призывным участкам и призыва на военную службу, службу в резерве;
-
обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок; метанию ручных гранат; действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя; строевым приёмам и движениям без оружия; выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела.
Цель медицинской подготовки – формирование у учащихся знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи, доврачебной помощи и общему уходу за больными и поражёнными.
Достижение цели обеспечивается выполнением следующих задач:
-
формирование у учащихся системы знаний по оказанию первой помощи при открытых и закрытых повреждениях, кровотечении, ожогах, повреждениях электротоком, утоплении, тепловом и солнечном ударах, поражении молнией;
-
обучение правилам транспортировки пострадавшего при травмах и других несчастных случаях;
-
ознакомление с видами доврачебной помощи при заболеваниях и отравлениях;
-
ознакомление с лекарственными препаратами и лекарственными растениями, их влиянием на организм человека;
-
обучение уходу за больными и поражёнными;
-
ознакомление с половозрастными особенностями развития человека, инфекциями, передающимися половым путём.
4. СОДЕРЖАНИЕ
В допризывной подготовке выделяются две содержательные линии:
-
Защита Отечества.
-
Основы военного дела.
В первой содержательной линии последовательно рассматриваются вопросы:
• героизм и мужество белорусского народа в борьбе за свободу и независимость Родины, нравственные принципы воинской службы и вооружённой защиты Отечества;
• военная политика Республики Беларусь; положения Конституции и военного законодательства Республики Беларусь о защите государства, воинской обязанности и воинской службе;
• история и боевые традиции белорусской армии; состав, структура, вооружение и военная техника Вооружённых Сил Республики Беларусь;
• права, обязанности и ответственность призывника;
• порядок призыва на военную службу и прохождения военной службы, службы в резерве;
• культура воинской службы.
Во второй содержательной линии даются основы военного дела по дисциплинам:
-
«Тактическая подготовка»;
-
«Огневая подготовка»;
-
«Строевая подготовка»;
-
«Уставы Вооружённых Сил Республики Беларусь»;
-
«Радиационная, химическая и биологическая защита»;
-
«Военная топография»;
-
«Выживание и деятельность в экстремальных условиях»;
-
«Военно-медицинская подготовка».
Структурно содержание допризывной подготовки представляется в пяти разделах:
-
Героизм и мужество белорусского народа.
-
Защита Республики Беларусь.
-
Вооружённые Силы Республики Беларусь.
-
Подготовка граждан к прохождению военной службы.
-
Основы военного дела.
Материал первых четырёх разделов выстраивается в логической последовательности, предыдущий раздел представляет обоснования для раздела последующего. Пятый раздел, представляющий содержательную линию «Основы военного дела», распределяется по всему предмету, значительная его часть приходится на учебно-полевой сбор.
Структурное построение содержания допризывной подготовки предусматривает проведение занятий как еженедельно в школе (ПТУ, ссузы), так и методом «день призывника» (1—2 дня в месяц по 6 ч) на базе центров допризывной подготовки.
В медицинской подготовке выделяются три содержательные линии:
-
Первая помощь.
-
Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях.
-
Уход за поражёнными и больными.
В первой содержательной линии рассматриваются вопросы:
● общие принципы оказания первой помощи;
● реанимационные мероприятия при остановке дыхательной и сердечной деятельности;
● открытые повреждения, кровотечения, повреждения мягких тканей переломы, ожоги и отморожения, электротравмы, поражения молнией, утопление, тепловой и солнечный удары.
Вторую содержательную линию составляют вопросы:
● инфекционные и неинфекционные заболевания: причины развития заболевания, основные заболевания, первая доврачебная помощь, профилактика заболеваний;
● лекарственные препараты и лекарственные растения;
● доврачебная помощь при отравлениях: сильнодействующими ядовитыми веществами, ядовитыми растениями и грибами.
В третью содержательную линию включаются вопросы:
●общий уход за больными и поражёнными;
● медико-биологические аспекты полового воспитания;
● международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
Структурно содержание медицинской подготовки представляется в шести разделах:
-
Первая помощь при травмах и несчастных случаях.
-
Лекарственные препараты и растения.
-
Общий уход за больными и поражёнными.
-
Первая помощь при заболеваниях и отравлениях.
-
Инфекционные заболевания.
-
Медико-биологические аспекты полового воспитания.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебно-методический комплекс по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» включает:
-
учебные программы;
-
учебники (учебные пособия) по допризывной подготовке и отдельно по медицинской подготовке;
-
методические пособия для учителей допризывной и медицинской подготовки;
-
дидактические материалы и средства обучения, включая комплекты плакатов, диафильмов, электронных учебных пособий с использованием современных компьютерных технологий, контрольные и тестовые задания, ориентированные на использование как педагогом, так и учащимися.