Любить Родину - не абстрактное понятие msmag.blog.tut.by
Научно-методический журнал "Минская школа сегодня" №2 (137) 2014 г. опубликовал интервью капитана запаса, начальника центра допризывной подготовки Московского района г. Минска Е.П. Гунько "Любить Родину" - не абстрактное понятие
Евгений Петрович, расскажите, как возникла необходимость создать в городе центры допризывной подготовки и почему один из них организован именно в 170-й школе.
— «Допризывная и медицинская подготовка» изучается в Х–ХI классах один час в неделю. Однако найти педагогов из числа офицеров запаса, которые согласились бы вести даже два или четыре часа в неделю в параллелях достаточно сложно. К тому же и с педагогами по медицинской подготовке в школах всегда возникала проблема. Поэтому и было решено создать в каждом районе Минска центры допризывной подготовки, сосредоточив в них профессиональные кадры и необходимое материально-техническое обеспечение.
Центр в Московском районе работает уже третий год. Именно на базе нашей школы он создан потому, что она была малокомплектной: в ней обучалось около 200 детей.
— В чём заключаются особенности обучения школьников в Центре допризывной подготовки?
— Центр работает по блочно-модульному принципу. Это значит, предусмотренные программой 35 часов, отведённых на изучение предмета, мы даём блоком: 6 уроков в течение 5 учебных дней и один день 5 уроков. Дети приезжают к нам согласно графику, разработанному на весь учебный год. Обучаются они у нас, так сказать, «с отрывом от производства», — в свою школу в это время не ездят. Одновременно обучение в Центре проходят 4 класса. Юноши изучают допризывную подготовку, а девушки проходят медицинскую подготовку; поэтому одновременно у нас занято 8 учебных аудиторий. После 6 учебных дней проводится аттестация учащихся, выставляются отметки за четверть и год. Кстати, у нас работают профессионалы: 5 педагогов по допризывной подготовке (все офицеры запаса) и 5 по медицинской подготовке.
— А информацию о детях, с которыми Вам придётся заниматься, Вы получаете предварительно?
— Конечно. Я напрямую работаю с заместителями директора по учебной и воспитательной работе, стараюсь заранее выяснить, на кого из ребят надо обратить пристальное внимание, у кого какие особенности или проблемы. Педагоги, которые приводят детей к нам в Центр, предоставляют список с указанием группы здоровья каждого учащегося и заявление его законного представителя о зачислении к нам. Ребята, освобождённые от физических занятий, обязательно изучают теорию, а вот касательно практики применяется индивидуальный подход, т. е. мы всегда учитываем состояние здоровья учащегося.
— Как, по Вашим наблюдениям, у современных старшеклассников обстоит дело с дисциплиной?
— Я вижу интересную закономерность: учащиеся, которые в своих школах допускают нарушения дисциплины, и даже те, кто состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, у нас оказываются в числе лучших. Это относится и к нашим практическим мероприятиям (неполная разборка и сборка автомата Калашникова, метание гранаты, облачение в общевойсковой защитный комплект с учётом нормативов времени, одевание противогаза, стрельба из пневматического и малокалиберного оружия), и к изучению азов военной теории.
— В чём, на Ваш взгляд, причина такой удивительной метаморфозы?
— Я и сам иногда спрашиваю ребят: «Не пойму, где же те прогульщики и грубияны, которых надо перевоспитывать?» Улыбаются! Кто-то говорит: «Так Вы же в форме!» Ну и что?.. Правда, я учеников называю исключительно на вы. Это стало нормой, и, я считаю, это правильно, ведь к нам приходят уже достаточно взрослые люди. Обращаемся мы с ними как с равными, поэтому когда начинаем серьёзно работать, то получаем просто невероятную отдачу с их стороны.
— Евгений Петрович, как сами старшеклассники оценивают период пребывания в Центре допризывной подготовки? Комфортно ли им здесь в психологическом плане?
— Самая большая награда для меня, когда по завершении курса обучения дети подходят ко мне со словами: «Товарищ капитан, не хочется уходить…» Поэтому я никогда не поверю тем, кто считает, что подростки терпеть не могут, когда ими командуют. Им это нравится! Только командовать нужно с умом: очень корректно, деликатно, не задевая самолюбия подростка или молодого человека, который вроде выходит из подросткового возраста, но остаётся психологически очень ранимым.
— А как Вы реагируете на проявления неформального лидерства в классном коллективе?
— Я не против неформального лидерства. Более того, командирами взводов у нас не всегда становятся отличники. Для нас важно, чтобы командир пользовался заслуженным авторитетом и мог руководить, мог потребовать выполнения своих команд.
— В каких ситуациях возникает такая необходимость?
— Во-первых, командир взвода у нас в Центре допризывной подготовки назначает дневальных — таким образом осуществляется самоуправление. В школе кто-то может и отказаться, а у нас такого быть не может — ученик обязан выполнить приказ командира. Например, в столовую у нас идут организованно, строем. Командир отдаёт команду: «Взвод, в колонну по два становись!» В гардероб — тоже строем. Такие элементы воинской дисциплины обучают слаженности действий и ответственности.
— Давайте коснёмся патриотического воспитания. Как педагогу при решении этой ответственной задачи не «перекормить» ребёнка, не вызвать у него отторжения?
— Прежде всего, педагог должен сам владеть полной информацией по этому направлению воспитательной работы и знать, что он хочет донести до сознания учащихся. На мой взгляд, у нас очень эффективно проходят занятия в школьном музее, обязательные для каждого класса каждой школы. Например, в Х классе там изучают тему «Воины-белорусы в годы Великой Отечественной войны». В окружении реальных вещей того времени, экспонатов и фотографий, отражающих подвиг народа во время войны, тема патриотизма очень органична и уместна. Другой аспект при воспитании чувства патриотизма — это нынешний день. Я иногда спрашиваю у учащихся: «Ради скольких людей вы готовы совершить поступок, достойный настоящего мужчины?» Слова «подвиг» не употребляю осознанно. Кто-то называет 2–3 человек, кто-то — 5–6. И мы рассуждаем: состав нашего небольшого подразделения готов совершить такой поступок ради примерно сотни близких и дорогих ему людей. Ради того, чтобы защитить их, мы готовы чем-то пожертвовать — может быть, своим здоровьем или даже собственной жизнью. Так же и люди, служащие в Вооружённых Силах, защищают своих отцов и матерей, детей и любимых. По большому счёту, они и земля, на которой мы живём, — это и есть наше Отечество!
— Довольно доходчиво. Думается, Ваши воспитанники переосмысливают здесь некоторые важные вещи…
— Разумеется. Привычное «любить Родину» перестаёт быть абстрактным понятием. Кстати, мне очень повезло с коллегами-педагогами: каждому из них есть что рассказать детям по этому поводу. Вот вчера, например, один учащийся привёл в школу своего папу, служившего бойцом спецподразделения. Тема нашего занятия была «Выживание в экстремальных ситуациях», и папа не только рассказал много интересного, но и показал фильм. Слушали его затаив дыхание, а потом ещё столько вопросов задали!.. А ведь это тоже воспитание и патриотизма, и мужского характера. Мы не стремимся сделать так, чтобы 100 % наших мальчишек пошли служить в армию. Я ученикам так и говорю: моя задача — чтобы вы стали настоящими людьми, понимающими и не боящимися того, что вас ожидает в жизни. Думаю, для ребят это очень хорошая мотивация.
— Вам не кажется, что очень органично в рамках вашего предмета проходило бы, например, изучение основ рукопашного боя, боевых единоборств?
— Безусловно, это есть в планах на ближайшую перспективу. Уже в следующем учебном году на базе Центра будут работать Клуб рукопашного боя, кружок боевых единоборств и другие спортивные занятия по интересам.
— Одно из обязательных условий для аттестации учащегося — прохождение учебно-полевых сборов. Как они проводятся, на какой базе?
— Принимать у себя большое количество гражданских людей сложно для любого воинского формирования. И нашему 56-му Тильзитскому ордена Красной звезды отдельному полку связи Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны это тоже делать непросто. Однако здесь нас всегда принимают, привлекают к занятиям и сержантов, и офицеров части. Мы приезжаем группами по 250–270 человек. Как правило, на 4–5, а то и 6 точках подразделения организуются учебные места для наших учащихся, и два-три взвода, сменяя друг друга, занимаются по 20 минут. Ребята производят разборку-сборку автомата, изучают радиационно-химическую и биологическую защиту, знакомясь с соответствующими приборами и общевойсковыми защитными комплектами, а также изучают тактическую подготовку: два взвода отрабатывают подготовку к бою, пробегают, петляя, по дистанции с автоматом, падают на плащ-палатку и готовятся к ведению огня. Такие полноценные занятия организуются на протяжении всех пяти дней. Они включают, конечно, и физвоспитание: ребята сдают нормативы по преодолению полосы препятствий, подтягиванию на перекладине, бегу на 100 метров.
— А девушки во время сборов занимаются медицинской подготовкой?
— Да, девушки проходят медицинскую практику на базе поликлиник Московского района г. Минска. Медработники рассказывают и показывают, как оказывать первую помощь при переломах и разных видах травм, накладывать шины, правильно делать перевязку. В рамках изучения предмета мы также тесно сотрудничаем с Белорусским государственным медицинским университетом и его военным факультетом. В Центре 4 кабинета медицинской подготовки, которые мы стараемся оборудовать в соответствии с требованиями учебной программы. Кстати, в этом году мы приобрели манекен-тренажёр для отработки приёмов сердечно-лёгочной реанимации.
— Получается, что в Центре допризывной подготовки решаются две задачи: во-первых, эффективная профориентационная работа, а во-вторых, практическая подготовка допризывника к службе в Вооружённых Силах?
— Безусловно. Одно дело — просто сообщить молодым людям, что защита Отечества является конституционным долгом граждан. И совсем другое дело, когда они видят, как это реально происходит в настоящем боевом подразделении, в котором военнослужащие круглосуточно несут боевое дежурство. Мы обязательно посещаем и солдатские казармы, где офицеры нам рассказывают и показывают, как в современной армии организован быт военнослужащих. Что касается профориентации, то практически с момента создания Центра я начал напрямую работать с учреждениями образования. Показательно, что ни один вуз не проигнорировал наши предложения о сотрудничестве. Традиционно второй день после заезда — день профориентации. Так, в прошлом году мы провели 89 мероприятий, на которые к нам приезжали офицеры вместе с курсантами. Встречи и презентации учебных заведений организуются в форме дискуссий, круглых столов, с просмотром познавательных фильмов.
— Поступают ли Ваши бывшие подопечные, например, в военные училища? Вы отслеживаете такую информацию?
— Конечно. В этом году 11 выпускников из школ Московского района г. Минска поступили в Академию МВД, Военную Академию, Институт пограничной службы, Командно-инженерный институт МЧС, на военные факультеты БГУ и БНТУ.
— В военно-спортивной игре «Зарница» участвуете?
— Не только в «Зарнице». Мы придумали свою военно-спортивную игру «Аты-баты, буду солдатом!», разработали её положение и утвердили на уровне района. Игра всем очень понравилась, и даже поступило предложение сделать её городской. Каждая школа района, учащиеся которой проходят обучение в нашем Центре, представляет команду из 6 человек. Игра проводится во время каникул; одновременно в ней соревнуются 6 школьных команд и ещё команда солдат (вне конкурса). Эстафеты в игре носят прикладной характер: разборка и сборка автомата, переноска боеприпасов, прыжки с места, силовые упражнения, перетягивание каната, викторина по истории создания Вооружённых Сил. В каждой шестёрке команд будет определён победитель, а в мае мы устроим финал — настоящий праздник с духовым оркестром, участием шефов из воинской части, показательными выступлениями спецназа и кинологов.
— А каковы Ваши ближайшие планы?
— Планов много. Собираемся, например, создать уголок нашего подшефного полка связи с действующей радиостанцией. В течение этого года будет построен современный стрелковый тир. Сейчас мы располагаем помещением, где можно стрелять из малокалиберной винтовки на расстояние 50 метров. Планируем приобрести интерактивный тир, где стрельба ведётся из автоматов холостыми патронами по панорамной мишени на всю стену (на ней постоянно меняется местность и ситуация). В течение следующего учебного года будет построен плац — специальная площадка для занятий по строевой подготовке с ростовыми зеркалами и специальными стендами. Много планов и по совершенствованию нашего сайта.
— Евгений Петрович, расскажите о Ваших педагогических принципах.
— Знаете, я считаю, что не стоит быть горе-педагогом, от которого ученики прячут глаза или которого пытаются обойти стороной. А вот когда тебе через весь автобус молодой человек (проучившийся в Центре всего 6 дней!) радостно кричит: «Здравия желаю, товарищ капитан!» и пассажиры дружно начинают искать взглядом этого капитана… Вот это, я считаю, неплохой показатель нашей работы. Это радует и указывает на то, что время мы проводим не впустую!
Беседовал АЛЕКСАНДР КАМЕНЧУКОВ,
корреспондент
Накануне Дня защитника Отечества нашим гостем стал капитан запаса Евгений Гунько, заместитель директора по учебной работе столичной средней школы № 170 и одновременно руководитель Центра допризывной подготовки Московского района г. Минска.
В 2013 году Евгений Гунько получил грант Мингорисполкома за образовательный проект «Формирование у юношей готовности к выполнению долга по защите Отечества в условиях образовательного пространства Центра допризывной подготовки».
В течение ближайших двух лет в рамках проекта планируется значительно улучшить материально-техническую базу Центра, определить пути, формы и условия формирования у юношей готовности к защите Отечества, разработать критерии результативности такой работы, а также практические рекомендации для педагогов по подготовке юношей к военной службе.